8 800 775 82 90
Анонимно. Бесплатно.
Адрес: Ростов-на-Дону, пер. Крепостной 123, 2 этаж
8 800 775 82 90
Анонимно. Бесплатно.
Адрес: Ростов-на-Дону, пер. Крепостной 123, 2 этаж
Шипилов Вадим Геннадьевич
Автор статьи
Руководитель реабилитационых программ РЕШЕНИЕ Стаж - 14 лет

Реабилитационные социальные услуги ТС «Решение» предоставляются:

  • последовательно и непрерывно.
  • персонал реабилитационного учреждения четко следит за соблюдением резидентами правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, заполнением соответствующих документаций, недопустимостью нарушения ими законодательства Российской Федерации (гражданского, административного, уголовного).
  • каждый этап предоставления и вид реабилитационных социальных услуг ориентирован на конкретную реально достижимую цель, отраженную в договоре между резидентом и реабилитационным учреждением, о которой резидент знает и к достижению которой стремится.
  • составной частью реабилитационных социальных услуг, установленных в настоящем стандарте, являются социальные услуги в соответствии с ГОСТ Р 52143 (в том числе социально-бытовые, социально-правовые и др.), которые предоставляют (при необходимости) в дополнение к реабилитационным социальным услугам определенного вида для повышения эффективности и результативности реабилитационного процесса.

Реабилитацию принято считать успешной при условии устойчивой ремиссии, когда личность (резидент) во всем многообразии социальных отношений, за исключением псевдосоциума наркогенной среды, достигла уровня, демонстрирующего уверенное желание реализовать намеченную позитивную модель жизни

Предоставление реабилитационных социальных услуг резиденту осуществляется с учетом следующих факторов оказывающих существенное влияние на качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы реабилитационного учреждения.

Этими факторами являются:

  • комплект документов, в соответствии с которыми учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных социальных услуг;
  • условия размещения реабилитационного учреждения;
  • наличный персонал учреждения;
  • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и другие средства реабилитации);
  • полнота и объем информации об учреждении, о порядке и правилах предоставления реабилитационных социальных услуг;
  • наличие и состояние собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.

Введение

Следует признать, что в настоящее время российское общество стоит перед лицом настоящей эпидемии – эпидемии, угрожающей не только здоровью и жизни отдельного человека, но и влияющей на все аспекты жизнедеятельности общества в целом. Так, по данным западных социологических исследований, превышение 3х процентного порога заболеваемости наркоманией напрямую ведет к разрушению экономики страны и, как следствие, к разрушению всего общества в целом.

На сегодня ситуация такова, что большинство центров реабилитации наркозависимых работают как стационарные центры и принимают на реабилитацию людей с наркотической зависимостью на условиях стационара. Это объясняется неэффективностью амбулаторных реабилитационных программ. Другие же создают условия близкие к «тюремным», это в свою очередь также не всегда хорошо сказывается на эффективности терапии и снижает желаемый результат.

Для более высоко качества избавления от зависимости без излишнего принуждения на базе «Решение» созданного в 2002 г., была разработана программа при участии клинических психологов, врачей, психиатров-наркологов, социологов. Программа рассчитана на длительный период социальной реабилитации резидентов в стационарных условиях, в её основе лежит интегративная модель реабилитации (ИМР), которая включает элементы следующих наиболее актуальных программ: «Дейтоп», «12 шагов», «Терапевтическое сообщество», Миннесотская модель реабилитационной помощи. В первую очередь программа нацелена на духовную сторону заболевания. Хотя в работе затрагиваются, как и социальная, так и психическая сфера. Работая по программе, у резидентов уходят гипертрофированные защиты, в первую очередь отрицание. Размораживаются чувства.

Программа предполагает не только физическое восстановление, но затрагивает социально – нравственные аспекты, которые являются формирующим звеном для восстановления человека как полноценного члена общества.

Так же программа включает в себя группу взаимопомощи, где родственники и родители и все кто находится в ближайшем окружении резидента, получают высококвалифицированную помощь специалистов разного профиля.

Программа осуществляется с участием клинических психологов, семейных терапевтов, врачей психиатров-наркологов, консультантов по химической зависимости

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ТС «Решение»

1.1 Цели, задачи и функции, основные преимущества Центра

Основная цель деятельности центра является восстановление, адаптация к новым условиям и возвращение к здоровой, ответственной, социально-полноценной и успешной жизни резидентов, путем оказания современных психолого-социальных реабилитационных приемов.

Задачи:

  • Регуляция основного синдрома заболевания – патологического влечения к психоактивным веществам;
  • Восстановление коммуникативных навыков;
  • Обучение резидентов навыкам противостояния стрессовым ситуациям и умению сказать наркотикам «нет»;
  • Обучение умению определять предвестники обострения влечения к психоактивным веществам и преодолевать рецидивы заболевания;
  • Обучение анализу и оценке саморазрушающего и конструктивного поведения;
  • Формирование ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;
  • Формирование (или восстановление) навыков систематического труда и учебы;
  • Стабилизации профессиональных отношений, возобновление положительных социальных контактов;
  • Нейтрализация наркотической субличности и ее влияния на личность в целом, осознание и развитие здоровых конструктивных частей личности;
  • Формирование и закрепление нормативной ценностной ориентации и позитивных морально-этических установок;
  • Формирование реальной жизненной перспективы;
  • Восстановление семейных отношений;
  • Формирование мотивации на участие в реабилитационных программах и стремления к жизни без психоактивных веществ;
  • Формирование целенаправленной деятельности и повышения нормативных уровней притязаний и социальных интересов;
  • Восстановление эмоциональной адекватности, умения дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет положительных эмоций при решении личных и социальных задач;
  • Повышение качества жизни зависимых, стремящихся пройти программу реабилитации и избежать рецидивов заболевания.

Основные функции центра:

  • Длительная и комплексная работа с измененной зависимостью личности;
  • Создание условий для формирования у резидентов социально – безопасного поведения;
  • Проведение медикаментозного, психологического и социального обследования;
  • Реализация индивидуально и групповых программ реабилитации и социально психологической адаптации химически зависимых лиц;
  • Обеспечение резидентов комплексом реабилитационных, правовых юридических услуг;
  • Создание безопасной, свободной от наркотиков терапевтической реабилитационной среды;
  • Обеспечение безопасного пребывания резидентов в период нахождения в центре;
  • Проведение мероприятий по социальной адаптации;
  • Организация общественно полезной деятельности резидентов;
  • Проведение консультирования, семинаров с созависимыми лицами и лицами ближайшего окружения резидента;
  • Информирование населения о работе центра, его программах, задачах деятельности.

Основные преимущества Центра

  1. Комплексность.

Комплексный подход реабилитации включает в себя:

  • Детоксикацию: медикаментозное очищение организма от алкоголя, наркотических и других токсических веществ, прием лекарственных препаратов для поддержания гомеостаза (витамины, электролиты и т.п.).
  • Восстановление: проведение лабораторных исследований и купирование последствий алкоголизма/наркомании.
  • Психокоррекцию: сеансы групповой и индивидуальной психотерапии, регуляцию влечения к предмету зависимости, улучшение психоэмоционального состояния.
  • Реабилитацию: самый длительный этап, который включает в себя продолжение непрерывной психокоррекции.

Именно такой комплексный подход способствует освобождению, как от химической, так и от психической зависимости человека.

  1. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа реабилитации составляется психологом и/или консультантом на основании психо-социальной истории. Корректируется по мере прохождения курса реабилитации, выявления новой значимой информации о резиденте, продвижения в реабилитационной программе. Включает в себя индивидуальные встречи с психологом и консультантом, получение и выполнение индивидуальных заданий, чтение специальной литературы и т.п. При показаниях включает в себя наблюдение лечащего врача.

  1. Применение интегративной модели реабилитации.

Основная цель, которой является не достижение длительной ремиссии, а трансформация человека и интеграция его нового опыта в жизнь.

  1. Программа реабилитации осуществляется с участием, как в ы с о к о к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х специалистов, так и равных консультантов успешно прошедших реабилитацию.

В программе участвуют: медицинские психологи, врачи, психиатры – наркологи, консультанты по вопросам химической зависимости, которые имеют личный опыт выздоровления. При необходимости привлекаются и другие специалисты, разделяющие основные принципы Центра и готовые делится своим опытом, знаниями и поддержкой.

1.2 Форма работы и структура Центра

Основным аспектом формы работы Центра является длительная реабилитация в стационаре, которая предполагает полноценное восстановление утраченных способностей и физического здоровья резидента.

Резиденты в центре, посещают занятия со специалистами, не покидая центр на протяжении всей программы реабилитации. На начальных этапах программы под постоянным наблюдением за резидентом устанавливается постоянный уход. Поэтому центр ориентируется именно на оказание помощи резидентам, на сострадание и отклики в трудный момент, а не на принудительные меры или негуманное отношение к ним.

Преимуществами такого пребывания является более глубокая и эффективная реабилитация. С лицами, проходящими реабилитацию, работают дипломированные психологи, посуточно находятся консультанты по химической зависимости, что обеспечивает возможность круглосуточной психологической помощи резидентам.

Пропускная способность и результативность такого Центра выше. Как свидетельствует опыт, наблюдаются систематические возвращения клиентов в Центр. Для предупреждения рецидивов в амбулаторном подразделении работает программа для выпускников.

1.3 Сроки ресоциализации

Срок ресоциализации зависит от тяжести болезни, Программы и мотивированности резидента.

Находясь на любом этапе ресоциализации, резидент Центра может отказаться от прохождения программы, но, тем не менее, предусмотрено добровольное возвращение резидента в Центр по его желанию на повторное прохождение Программы. Минимальный курс реабилитации длится 6 месяцев. Попытки уменьшения этого курса серьезно очень серьезно снижает эффективность программы ресоциализации. Для закрепления эффекта желательно продление в виде посещения группа самопомощи на протяжении не менее 3 месяцев. Срок реабилитации устанавливается индивидуально для каждого резидента и в случае необходимости пересматривается. Как показывает опыт, большинство реабилитированных самостоятельно поддерживают связь с Центром и принимают участие в других программах для решения различного рода психологических проблем.

В этих целях проводится информирование выпускников Центра о существовании других реабилитационных Центров и реабилитационных программах, если в регионе нет Центров Фонда. В любом случае срок ресоциализации каждый резидент выбирает сам. Для большей эффективности он должен иметь полное представление о течении и ходе своего заболевания и о симптомах возможного срыва.

Конечным этапом реабилитации считается прекращение непосредственной работы с резидентом, но на этом ресоциализация выпускника Центра не заканчивается, поскольку резиденту предлагается дальнейшее социальное сопровождение (помощь в трудоустройстве, обучении, организация групп взаимопомощи, работе в самом Центре).

Сроки стационарной ресоциализации делятся на несколько этапов:

  1. Этап «Карантина», где человек проходит абстинентный синдром, знакомится с правилами центра и подписывает договор о добровольном прохождении реабилитации. Человек помещается в новую информационную среду, что является основным инструментом программы реабилитации резидентов (от 2-х до 4-х недель).
  2. Этап реабилитации в стационаре, где основная задача центра сформировать правильные ценности (от 3 -х месяцев).
  3. Этап социальной адаптации составляет, где резидент применяет те знания, которые он получил в стационаре. Задача адаптации – это формирование способности человека жить в свободе от негативного влияния общества и агрессивной среды (от 6 -х месяцев).
  4. Этап служения волонтёром на стационаре – этот этап основан на оказании помощи зависимым людям.

2. КРАТКИЕ ХАРАКТЕИСТИКИ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕТОДИК, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

2.1 Программа Центра

Программа Центра Решение представляет собой комплексное решение проблемы наркомании и алкоголизма. Которая имеет направленность на изменение ценностей и формирование новых более адекватных и социально позитивных, которые в свою очередь помогу человеку вести здоровый образ жизни и повысить ее качество и быть полезным и ценным членом общества.

Программа основана на применении интегративной модели реабилитации (ИМР). Главной целью, которой является не достижение длительной ремиссии, а трансформация человека и интеграция его нового опыта в жизнь.

Трансформация зависимого – это качественное изменение, затрагивающее все аспекты личности: и биологические, и психологические, и социальные, и духовные. Трансформация происходит как своеобразный скачок в развитии и сопровождается глубоким осознанием и переоценкой себя и своего места в мире. Это можно назвать личностным или духовным ростом. Трансформация приводит к потере душевного равновесия, смене жизненных ориентиров и смысла жизни. Для резидентов данный процессе вызывает негативные чувства и сильные эмоциональные переживания. Именно поэтому резидент на всем протяжении реабилитации получает высококвалифицированную помощь и поддержку. В лице клинических психологов, семейных терапевтов, врачей психиатров-наркологов, консультантов по химической зависимости. Все это способствует закреплению нового мировоззрения и нового стиля жизни резидента, к ощущению целостности собственной личности и правильности всего происходящего в жизни.

Процесс реабилитации с точки зрения интегративной модели представляет собой, по сути, процесс развития зависимого (за исключением, возможно, случаев, связанных с коморбидными резидентами (когда зависимость сочетается с психопатологией). Основой развития является психологическое образование, связанное с совершенствованием процессов осознания, понимания и изменения поведения.

В основе данной модели лежит утверждении, что резидент, длительно потребляющий наркотики и алкоголь, находится, на уровне базовых или физиологических потребностей. Свое тело резидент использует как средство и инструмент для получения удовольствия. Он (она) отвергает свое тело, фактически уничтожает его. Поэтому одной из важных задач реабилитации по программе является формирование отношения к своему телу как к живой системе, нуждающейся в заботе, терапии и развитии. Это направление реабилитации называется «Физическим потенциалом развития зависимого» (табл. 1, прил.1).

После детоксикации, когда физиологические болезненные ощущения проходят, начинают «оживать» эмоции и чувства. Резиденту необходимо научиться управлять эмоциями, справляться с аффектами, чтобы ощущать себя комфортно и уверенно в социуме. Тогда он сможет удовлетворить свои потребности в безопасности и тепле. Поэтому это направление реабилитации называется «Эмоциональным вектором развития» (табл. 1, прил.1). Ощутив себя в безопасности, резидент начинает более активно взаимодействовать в социуме. В процессе контакта актуализируется потребность в принадлежности и любви. Для удовлетворения этих потребностей резидент параллельно с помощью врачей, психологов, групп взаимопомощи, близких обучается техникам экологичной (безопасной) коммуникации со своим окружением и новыми людьми, тем самым получая опыт практического использования коммуникативных навыков, становится более безопасным для общества. Это направление реабилитации назвается «Социальным потенциалом развития» (табл. 1). Будучи принятым обществом (в контексте реабилитации – общество – это группа резидентов, волонтеры и персонал), зависимый готов к проявлению своей воли (личности) и к поиску своего места в сообществе. Данное направление реабилитации, ориентированное на осознание своего «Я», его сильных и слабых сторон, чтобы удовлетворить свою потребность в уважении и одобрении (рис. 1, прил. 2), он обозначается как «Личностный вектор развития» (табл. 1, прил.1.).

Таким образом, Эмоциональный, Социальный и Личностный векторы развития способствуют формированию и закреплению навыков, помогающих резиденту удовлетворять личностные потребности, возникающие вследствие межличностного (непосредственного) и опосредованного взаимодействия с людьми

Реализация личностных потребностей создает основу для формирования высших
потребностей: в познании, самореализации и самоактуализации (рис. 1, прил.2). В аспекте реабилитации актуализация и реализация высших (духовных) потребностей происходит в процессе развития интеллектуального, креативного и духовного потенциалов (табл. 1, прил.2).

Рассмотрим подробней каждый потенциал развития зависимого в рамках программы:

  • Потенциал тела. Задача специалистов РЦ научить резидента относиться к своему телу как к живой системе, нуждающейся в заботе и развитии. Соответственно, под развитием потенциала тела подразумевается комплекс действий резидента, направленных на реабилитацию имеющихся соматических заболеваний и профилактику болезней.
  • Потенциал чувств (эмоциональный вектор равития). Проблема зависимости тесно связана с эмоциональной сферой. В подавляющем большинстве случаев причиной и употребления, и отказа от ПАВ являются ощущения и эмоции: наркотики и алкоголь применяются для достижения состояния эйфории. В то же время резидент чаще всего обращается за реабилитацией тогда, когда уже не может выносить физической и душевной боли. Поэтому важным направлением реабилитационной программы является выработка навыков узнавания и дифференцирования собственных эмоций, исследование их влияния на поведение, обучение конструктивному выражению эмоций, развитие способности сопереживать окружающим и понимать их чувства, повышение «эмоционального» интеллекта, обучение навыкам элиминировать чувства вины, страха, неуверенности в себе.
  • Социальный потенциал (общественный вектор развития). Социальный вектор развития в процессе прохождения реабилитации подразумевает улучшение адаптации к социальным условиям, повышение уровня коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности к группе, государству и человечеству в целом. Реализации этих задач способствуют исполнение различных ролей в рамках реабилитационной программы, психологическое образование резидента и членов его семьи, семейная психотерапия.
  • Потенциал воли (личностный вектор развития). Личностный вектор в методике зависимостей подразумевает раскрытие возможностей резидента к самореализации, что, в свою очередь, требует исследования его индивидуальных особенностей и Я-концепции.
  • Потенциал разума (интеллектуальный вектор развития). Развитие потенциала разума подразумевает обеспечение резидента объективной информацией о соматических, психологических и социальных последствиях применения легальных и нелегальных наркотиков, принятие концепции болезни, обучение целеполаганию и планированию с целью снижения риска рецидива при возвращении резидентав социум.
  • Потенциал творчества (креативный вектор развития). Пребывая в реабилитационном центре, резиденты длительное время находятся в искусственных условиях. Задача специалистов заключается в организации безопасной доверительной атмосферы, стимулирующей у резидентов искренность и открытость, которые в свою очередь являются основой для развития личности зависимого. Поэтому в течение всего периода стационарной реабилитации сотрудники подкрепляют проявления честности и открытости в поведении участников. Это дает возможность оперативно получать информацию о состоянии и потребностях больных и принимать эффективные решения. Возвращаясь в социум, резиденты попадают в реальность, сталкиваются с жизненными трудностями.

Именно поэтому программа составлена с учетом всех особенностей адаптации резидентов к новой среде.

Таким образом, в процессе реабилитации резиденты:

  • учатся более бережно относится к своему телу и здоровью
  • вырабатывают навыки узнавания и дифференцирования собственных эмоций
  • адаптируются к социальным условиям, повышая уровень коммуникативной компетенции, обретают чувство принадлежности к группе, государству и человечеству в целом
  • находят пути своей самореализации как личностей
  • развивают потенциал своего разума в рамках своего заболевания
  • учатся доверять и искренне относится к окружающим

Каждая группа, проводимая различными сотрудниками центра, каждая индивидуальная сессия направлена на то, чтобы побуждать резидентов думать, размышлять, искать ответы. Каждый резидент имеет тетрадь, с последовательным изложением необходимой работы над собой, над своей зависимостью. Письменные задания чередуются с вербальным изложением своего состояния, работа с программной тетрадью снижает алекситимическую составляющую резидента и не вызывает сопротивления на систематическое прописывание, что приближает к нравственной переориентации личности.

Также программа включает в себя работу в группах взаимопомощи, где родственники и ближайшее окружение резидента получают квалифицированную помощь по проблеме созависимости.

2.2 Основные принципы программы

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • информационное соглашение;
  • обеспечение резидента на добровольный выбор;
  • недопущение каких-либо форм унижения и насилия;
  • наличие критериев эффективности программы.

Добровольность – обязательное условие вхождения резидента в реабилитационный процесс. Находясь на любом этапе ресоциализации, клиент центра может отказаться от прохождения Программы. Предусмотрено также добровольное возвращение резидента в Центр на повторное прохождение Программы

Клиент – центрированный подход – главным участником реабилитационного процесса является сам резидент.

Компетентность и единство взглядов сотрудников реабилитационного Центра на понимание механизмов зависимостей от ПАВ и процесс реабилитации.

2.3 Алгоритм реализации программы

  • проведение медицинских психологом и консультантом по химической зависимости Центра мотивационной работы, направленной на формирование прохождения реабилитации, отказ от ПАВ.
  • при необходимости дезинтоксикационная терапия проводится в условиях стационара Государственных учреждений здравоохранения наркологического профиля. Длительность – до 5 дней.
  • при необходимости врач психиатр – нарколог на постабстинентном этапе назначает лекарственную терапию и осуществляет наблюдение за резидентом.
  • работа с ближайшим окружением с целью представления информации о характере заболевания, о созависимом поведении, о необходимости посещения семинаров по созависимости. Информация подается в доступной форме в течении всего курса реабилитации.
  • вхождение в реабилитационный процесс
  • составление плана работы, психодиагностические исследования
  • вхождение в реабилитационные мероприятия семьи резидента;
  • непосредственной прохождение психолого – социальной реабилитации. Срок до 1 года.
  • завершение прохождения стационарного курса, психодиагностика.
  • получение рекомендаций и составление реабилитационного плана сопровождения выпускника.

2.4 Используемые модели реабилитации

Программа ИМР была разработана на всемирно принятых, актуальных методиках реабилитации зависимостей, которые продолжительное время использовались для реабилитации зависимых во всем мире и показали себя, как наиболее эффективные и имеют наиболее высокий результат продолжительных ремиссий и минимизации срывов.

При разработке программы ИМР для реабилитации зависимостей в условиях реабилитационного центра использованы методики: Миннесотская модель, Дейтоп, 12 шагов, Терапевтическое Сообщество.

Миннесотская модель – аспекты

В основе миннесотской модели реабилитации преобладает концепция терапевтической общины, отрицают авторитарность, манипуляции, в ней отсутствует традиционное (для медицины вообще и психиатрии в частности) противопоставление «врач – резидент». Основную терапевтическую роль в этих программах играют «консультанты» – люди, преодолевшие путем работы по «Программе 12 Шагов» собственные проблемы, связанные с алкогольной, наркотической или другой зависимостью. Они проходят специальное обучение, и тем самым помогают резидентам на основе своего опыта. Конечно, в лечебных программах участвуют и специалисты – врачи, психологи, педагоги и т.д., но выполняют они лишь частные, строго очерченные задачи, которые методологически и теоретически включены в общую концепцию, опирающуюся на принципы «Программы 12 Шагов».

Дейтоп

Дейтоп (нем. Deutop) – современные методы борьбы с алкоголизмом и наркомании, применяемый в ряде западных стран (главным образом в Германии). Система «дейтоп» направлена на выработку у реабилитантов так называемой «поведенческой регуляции» и осознанной трезвенической и антинаркотической установки, при этом исключается назначение каких-либо медикаментозных средств. Дейтоп применяется в стационарных условиях. Один из способов воспитания отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам заключается в том, чтобы предоставить резидентам ответственность, исходя из того, что они способны нести ее, позволить им бороться и брать на себя ответственность за конечный результат реабилитации. Важную роль в реабилитации методом Дейтоп играет группа и групповое взаимодействие участников программы. Резиденты друг с другом обсуждают, как кто-то выглядит, и о том, как больного видят другие, это способствует формированию правильной адекватной самобытности и истинного образа. Обязательным условием данного метода является обратная связь от группы, которая дает колоссальную информацию для больного.

Программа 12 Шагов

Программа 12 Шагов, представляющая собой комплексную, сбалансированную, последовательную структуру имеющую стадии, задачи, конкретные цели, основной идеей которой является постепенное возвращение человека к полноценной жизни без алкоголя и наркотиков. За последние 100 лет 12-ти шаговая Программа зарекомендовала себя как наиболее эффективная при избавлении от химической и других зависимостей.

В данной программе сочетаются комплексное воздействие различных методов – медикаментозного, психотерапевтического, социального и духовного. Методика предполагает использование групп самопомощи, как оптимальное полезное средство. Группы самопомощи – это группы, состоящие из людей, объединённых общими проблемами или жизненными ситуациями. Основной целью данных групп является: поддержка друг друга, обмен опытом информацией для достижения выздоровления.

Терапевтические сообщества

Терапевтические сообщества как самостоятельные организации и программы, деятельность которых позволяет существенно дополнить профессиональную помощь зависимым от психоактивных веществ, стали возникать в 50-60-е гг. XX в.

Наиболее известные терапевтические сообщества, использующие разные терапевтические модели, основаны на принципе добровольного соблюдения участниками программы строгого режима и безусловного принятия всех правил распорядка и норм поведения, принятых в терапевтических сообществах.

Основные нормы поведения в них похожи и, как правило, включают следующие принципы: полный отказ от употребления психоактивных веществ (наркотических средств, алкоголя, а иногда и от курения табака), отсутствие физического насилия, запрещение сексуальных контактов во время пребывания в лечебных центрах.

Терапевтические сообщества – модель социального обучения позитивному (здоровому) образу жизни. Обычно на первых этапах новые члены терапевтического сообщества заняты только самообслуживанием, самоподготовкой и участием в групповых занятиях, индивидуальных консультациях, предусмотренных в программе. В последующем члены терапевтического сообщества участвуют в органах самоуправления и посильной трудовой (учебной) деятельности, приобретают новые профессии, которые позволяют после окончания терапии и социально-психологической реабилитации успешнее полноправно адаптироваться в обществе.

Программа Терапевтическое Сообщество основывается на психологической атмосфере, созданной всеми ее участниками. Окружающая среда в сообществе обеспечивает высокий уровень безопасности и защищённости человека, который желает вылечиться от наркозависимости. Именно по этой причине резидент может свободно научится по-новому вести себя в обществе. Здесь срабатывает принцип работы «Равный – Равному».

2.4 Характеристика резидентов программы ИМР в условиях реабилитационного центра

В реабилитационный центр принимаются:

  • С диагнозом хронический алкоголизм\наркомания
  • Диагноз не должен быть отягощен сопутствующим психическим, соматическим, неврологическим или травматическим заболеванием в остром периоде.
  • Возраст резидентов: от 18 до 60 лет.
  • Степень абстинентного синдрома не должна превышать быть среднетяжелой и тяжелой.
  • Лица, не имеющие выраженного суицидального риска;
  • Лица, не имеющие тяжелые соматические заболевания, требующих специального подхода к реабилитации. При улучшении психического и физического состояния резидента вопрос о прохождении реабилитации рассматривается повторно.
  • Обязательным условием является установка на выздоровление, определяющаяся по методикам реабилитационного центра.
  • Резиденты поступают в центр в плановом порядке после определения психофизического состояния больного, особенностей личности, социального и семейного статуса, способности участвовать в реабилитационной программе.
  • Резиденты прошедшие дезинтоксикацию и подтвердившие установку на выздоровление по программе центра, переводятся на следующий этап реабилитации.

3. ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦОННОЙ ПРОГРАММЫ ТС «Решение»

3.1 Организация реабилитационного процесса

Основным аспектом программы реабилитации ИМР является длительное пребывание резидентов в стационарных условиях реабилитационного центра, в режиме ротационной группы (пребывание резидентов на разных ступенях ресоциализации). Преимуществами такого пребывания является более глубокая и эффективная реабилитация. С лицами, проходящими реабилитацию, работают дипломированные психологи, дежурят консультанты по химической зависимости, что обеспечивает возможность круглосуточной психологической помощи резидентам. Для предупреждения рецидивов в амбулаторном подразделении работает программа для выпускников.

Реабилитационная программа ИМР подразумевает прохождение резидентом определенных «фаз», этапов реабилитационного процесса.

Определение первичной мотивации

  • формирование мотивации на исследование своей болезни;
  • определение резидента с видом курса, предлагаются различные варианты, подробная информация о каждом направлении.
  • формирование установки на соблюдение рекомендаций специалистов.

Стационарная реабилитация

Стационарная реабилитация имеет три этапа:

1 этап – интегративный (1-3 мес.)

а) вводный (1 мес.)

  • адаптация к условиям пребывания в стационаре;
  • подбор индивидуального плана реабилитации в соответствии с уровнем запросов и личностных особенностей резидента;
  • формирование здорового образа жизни и ответственного отношения к себе;
  • участие в групповых мероприятиях и индивидуальной работе с психологом.

б) переходный (2-3 мес.)

  • вхождение в программу био-пси-хо-социо-духовной помощи;
  • принятие основ здорового образа жизни;
  • ведение рабочей тетради для работы по 12 шагам;
  • участие в собраниях терапевтического общества;
  • участие в индивидуальном консультировании;
  • участие в групповой психокоррекции;

2 этап – базовый (с 4-6 мес.)

  • социальное обучение;
  • формирование ассертивного поведения;
  • формирование реалистического плана жизни;
  • формирование социальных стандартов;
  • работа по программе профилактики срыва;
  • участие в семейных сессиях;
  • остстационарное планирование.

3 этап – амбулаторный (7-9 мес.)

На данном этапе происходит регулярное наблюдение специалистами за состоянием резидента прошедшего базовую реабилитационную программу. Наблюдение оказывается квалифицированные специалисты, которые во время могут отследить сигналы рецидива болезни, и предотвратить срыв.

4 этап - ресоциализация (10-24 мес.)

На данном этапе резидент получает помощь и поддержку в улучшении качества жизни, в расширении и углублении социальных связей, в становлении полноценной личности, свободной от употребления психоактивных веществ.

3.2 Психодиагностика, проводимая в реабилитационном Центре

1. Клинико-психологическая диагностика.

Проводит эту процедуру клинический психолог или психотерапевт, выполняет следующие функции: описание (жалобы), классификация, объяснения, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным резидентам, так и межличностным системам (семья, микросоциальное окружение). Она имеет значение для исследования и будущих вмешательств.

В процессе психологического обследования решаются вопросы диагностики, общие для всех ее сфер; кроме того, в исследовании решаются частные проблемы.

Цели первичного психотерапевтического интервью:

  • Изучение основных жалоб резидентов и формулирование соответствующих терапевтических задач.
  • Изучение личной истории резидента.
  • Определение межличностного стиля коммуникации.
  • Оценка функционирования резидента.
  • Дополнительная цель, связанная с психотерапевтическим интервью, – сообщение его результатов другим специалистам и членам реабилитационной команды.

2. Экспериментально – психологическая диагностика

Экспериментально-психологические методики служат дополнением к клинико-психологическому интервью. В зависимости от задач, поставленных лечащим врачом или координатором программы, задачи экспериментально-психологической диагностики заключаются в следующем:

  • определение специфики психической зависимости;
  • выявление мотивационных ресурсов и скрытой мотивации к выздоровлению;
  • определение состояния высших психических функций;
  • определение психоэмоционального состояния и личностных особенностей резидента;
  • выявление особенностей взаимоотношений со значимым социальным окружением;
  • составление прогноза динамики состояния резидента в процессе реабилитационной работы;
  • выявление психотерапевтических мишеней, способствующих результативному участию резидента в реабилитационной работе;
  • составление рекомендаций для специалистов, осуществляющих психосоциальную реабилитацию (приложение 3).

4. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

4.1 Мониторинг состояния резидентов

В процессе реализации программы реабилитации проводится мониторинг состояния резидента, который позволяет оценить и анализировать его динамику био – социо духовного выздоровления. Анализ результатов мониторинга проводит директор и аддикционисты РЦ совместно с медицинским психологом. Также могут привлекаться и другие участники Реабилитационного процесса.

4.2 Ожидаемые результаты

Резиденты, прошедшие курс реабилитации должны обладать следующими качествами:

  • быть способными полностью отказаться от употребления ПАВ;
  • обладать базовыми знаниями о химической зависимости и способе профилактике рецидивов;
  • быть готовым обратить за помощью с целью предупреждения рецидивов;
  • уметь пользоваться приобретенными знаниями о выздоровлении;
  • иметь профессионально – согласованный краткосрочный и долгосрочный план последующей работы над разрешением социально – психологических проблем;
  • быть ориентированным на дальнейшую социализацию, улучшение семейных отношений, создание семьи;
  • иметь новое сформированное духовно-нравственные мировоззрение;
  • быть подготовленными к дальнейшей работе по программе;
  • быть полноценным участником терапевтического сообщества и выполнять его правила.

Эффективность программы в целом оценивается:

  • по количеству зависимых, которые обратились за дальнейшей информацией о реабилитационной программе, после мотивационного интервью и первичных консультаций;
  • по решению зависимых начать стационарную реабилитационную программу и прохождение медицинского тестирования в медицинском учреждении;
  • по эффективности беседы с резидентами и родителями;
  • по количеству семей, которые начали посещать группы для созависимых.

Эффективность стационарного этапа оценивается:

  • по готовности клиента продолжать стационарную программу;
  • по изменению его поведения;
  • по улучшению физического и эмоционального состояния;
  • по готовности принять жизнь без вредных привычек;
  • по формированию новых ценностей и взглядов на жизнь.

Эффективность постстационарного этапа социального сопровождения оценивается:

  • по социально-полезной жизни, свободной от ПАВ;
  • по способности к самостоятельному труду и самофинансированию;
  • по возрождению нравственных принципов в личной жизни: по появлению умений и знаний самостоятельного решения социальных, жилищно- бытовых, личных и меж-личностных конфликтов;
  • по умению противостоять негативному натиску социальной среды;
  • по участию в деятельности организации;
  • по умению вовремя распознать и предотвратить срыв.
  • по сроку устойчивой ремиссии.

4.3 Катамнестические сведения

Основных условий, необходимых для успешного решения поставленных задач РЦ:

  • сбор максимального объема информации при первичном обращении.
  • получение информированного согласия реабилитанта относительно необходимости последующего наблюдения.
  • наличие у сотрудников профессиональных и личностных качеств, необходимых для эффективного сбора катамнеза.
  • возможность незамедлительного обращения за консультациями по поводу любых проблем резидента как им самим, так и его ближайшими родственниками.
  • использование преимуществ динамического наблюдения.
  • обязательное документирование всех полученных сведений с указанием даты источника информации.
  • применение о определенных ситуациях адаптированный «профиль аддикции».
  • планирование значительного количества времени на проведение катамнестических обследований.
  • постоянный учет катамнестических сведений, которые должны включать данные, необходимые для последующей оценки эффективности реабилитации.

4.4 Коэффициент успеха

Коэффициент успеха программы Центра оценивается:

  • по отдельным показателям (т. е. употребление наркотиков; противоправное поведение и наличие работы);
  • по композиционным величинам, измеряющим личный успех;
  • по максимально/умеренным благоприятным эффектам (по таким показателям как: употребление алкоголя, опиоидов и не опиоидных наркотиков; частота арестов; повторное выздоровление и рабочая занятость);
  • по достаточно заметному улучшению психологических показателей;

Таким образом, на сегодняшний день существуют исследования долгосрочных и короткосрочных программ по реабилитации. Установлено, что в долгосрочных программах коэффициент успеха (по композиционным величинам: не употребление наркотиков и отсутствие противоправных деяний) спустя 2 года после окончания курса составляет 90%, 50% и 25% соответственно для выпускников программы; резидентов, выбывающих из программы, проведя там больше 1 года и для тех реабилитантов, кто выбывает из программы в течение 1 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый день в России от наркотиков гибнут более 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми, сообщил директор Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков Виктор Иванов. По словам Иванова, в России официально зарегистрировано более 503 тысяч наркозависимых, а реальное их количество, рассчитанное по методике ООН, в пять раз больше – 2,5 миллиона человек. При этом около 140 тысяч наркозависимых – это несовершеннолетние, из них 8 тысяч детей до 14 лет.

Все большее количество специалистов приходит к выводу, что зачастую сначала формируется специфический, конфликтный тип личности человека и если физиологически человек предрасположен к химической зависимости (изменение биохимии мозга), и создаются благоприятные условия, то тогда развивается это заболевание.

Программа на базе РЦ «Решение» разработана с учетом всех высокоэффективных технологий и методов реабилитации, в ней используется различные модели и методы, которые имеют одну систему неизменных высокоморальных принципов и ценностей, и эклектичный подход.

Программа основана на применении интегративной модели реабилитации (ИМР). Главной целью, которой является не достижение длительной ремиссии, а трансформация человека и интеграция его нового опыта в жизнь. Резидент, прошедший программу получает возможность самостоятельного изучения, развития, саморегуляции и управление своей жизнью.

Так же программа включает в себя группу взаимопомощи, где родственники и родители и все кто находится в ближайшем окружении резидента, получают высококвалифицированную помощь специалистов разного профиля.

Приложение 1 - Модель болезни

Уточненная био-психо-социо-духовная модель болезни.

Приложение 2 - Сроки и этапы реабилитации

Основные этапы и сроки социальной реабилитации в сети центров выздоровления от химической зависимости «Решение»

Структура программы выздоровления в ТС «РЕШЕНИЕ»

Этапы реабилитации

Проблемы резидента

Задачи этапа

Технологии

1. Интегративный

этап

(1-3 мес.)

  • Отсутствие мотивации на терапию;
  • депрессия;
  • чувство вины;
  • страхи;
  • фобии;
  • жалость к себе;
  • одиночество
  • отрицание болезни;
  • сопротивление активной и пассивной формы;
  • агрессивное поведение;
  • нарушения мышления: параноидальные мысли, навязчивые мысли и состояния, ошибки мышления (негативизм, черно-белое мышление);
  • трудности меж- личностного взаимодействия и трудности адаптации в микросоциальной среде;
  • отсутствие навыков самоидентификации.
  • Создание мотивации на терапию;
  • интеграция в терапевтическое сообщество;
  • адаптация к режиму ТС;
  • ознакомление с правилами ТС;
  • первичная психодиагностика;
  • формирование навыков межличностного взаимодействия и адаптация к микро-социальной среде;
  • развитие навыков самоанализа.
  • Наставничество;
  • подписание контракта;
  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • первичные «12 шагов»;
  • психологическое тестирование;
  • лекционный материал;
  • групповые и индивидуальные тренинги;
  • семинар;
  • семейные консультации;
  • ведение дневника чувств.

a) вводный

(1й мес.)

Первичное ознакомление с 12 шагами

Лекции

  • концепция зависимости как болезни
  • биологические аспекты зависимости
  • психические и психологические аспекты зависимости
  • социальные аспекты болезни
  • духовные аспекты
  • сопротивление 
  • честность
  • чувства
  • задания

б) Переходный

этап

  • История химической зависимости
  • 10+ и 10- употребления наркотиков
  • 10 тяжелых последствий, потерь в употреблении
  • система иллюзий и отрицания
  • 100 обид и 3 секрета
  • 50 страхов
  • 10 примеров бессилия
  • 10 примеров неуправляемости
  • Как я предавал и обижал других

Лекции

  • Здравомыслие
  • Гнев
  • дефекты характера
  • древо зависимости
  • потребности
  • процесс переживания утраты
  • процесс обучения и окно джо харри
  • зрелость и любовь к себе
  • границы личности
  • система поддержки
  • 1 шаг
  • 2 шаг
  • 3 шаг
  • 12 шаговая программа (история и смысл шаги)
  • реабилитация в ТС и обучение предпрофессиональным навыкам
  • стадии выздоровления
  • стадии и фазы срыва

Социальные функции:

  • чистый
  • важный
  • печкин
  • бендер
  • завуч
  • принтер
  • малевич
  • мичурин
  • юнга
  • дворник
  • айболит

2. Базовый этап

(4-6 мес.)

  • Неадаптивные формы поведения;
  • комплексы;
  • психологические травмы;
  • детско-родительские отношения;
  • межгендерные отношения;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • отсутствие навыков преодоления стрессовых ситуаций;
  • фрустрация;
  • патологические защитные механизмы;
  • иррациональные установки;
  • компульсивное влечение к веществу;
  • отсутствие навыков трудовой и интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие личностных границ;
  • сложности коммуникативных взаимодействий.
  • Освоение навыков эмоциональной саморегуляции;
  • повышение уровня стрессоустойчивости;
  • закрепление навыков эффективной работы с компульсивным поведением и компульсивным влечением;
  • повышение уровня самосознания;
  • закрепление навыков самоанализа;
  • формирование предпрофессиональных навыков;
  • формирование навыков по выявлению и работе с деструктивными установками;
  • социальный рост в терапевтическом сообществе;
  • формирование навыков позитивного мышления;
  • работа на осознание личностных границ;
  • знакомство с сообществом АА и АN;
  • развитие эмпатии;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • установление «границ безопасности».
  • Волонтерство;
  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • глубокие «12 шагов»;
  • гештальт-терапия;
  • ТОП;
  • арт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • аутогенная тренировка;
  • лечебная физкультура;
  • интеграция в городские группы самопомощи АА и AN, спикерские;
  • семейные консультации;
  • групповые и индивидуальные тренинги;
  • семинар;
  • лекционный материал;
  • ведение дневника чувств;
  • начальная социальная адаптация;
  • назначение на предпроф. должность в «Решении»;
  • семейный контракт;
  • «границы безопасности».
3. Амбулаторный этап (7-9 мес.)
  • Психологические травмы;
  • детско-родительские отношения;
  • межгендерные отношения;
  • фрустрации;
  • отсутствие личностных границ;
  • отсутствие навыков ответственного поведения;
  • компульсивное поведение;
  • актуализация замещающих зависимостей;
  • отсутствие навыков трудовой и интеллектуальной деятельности.
  • Закрепление навыков эмоциональной саморегуляции;
  • закрепление навыков эффективной работы с компульсивным поведением и компульсивным влечением;
  • повышение уровня самосознания;
  • закрепление навыков самоанализа;
  • установление личностных границ;
  • адаптация к социуму;
  • развитие навыков ответственного поведения;
  • работа на выявление, осознание и проработку параллельных зависимостей;
  • формирование предпрофессиональных навыков;
  • установление и закрепление «границ безопасности».
  • Волонтерство;
  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • глубокие «12 шагов»;
  • гештальт-терапия;
  • ТОП;
  • арт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • аутогенная тренировка;
  • лечебная физкультура;
  • интеграция в городские группы самопомощи АА и AN, спикерские;
  • семейные консультации;
  • групповые и индивидуальные тренинги;
  • семинар;
  • лекционный материал;
  • ведение дневника чувств;
  • начальная социальная адаптация;
  • назначение на предпроф. должность в «Решении»;
  • семейный контракт;
  • «границы безопасности»

4. Ресоциализация

(10-24 мес.)

  • Сложности адаптации в социуме;
  • сложности адаптации в семейной системе;
  • фрустрации;
  • отсутствие личностных границ;
  • отсутствие навыков ответственного поведения;
  • компульсивное поведение;
  • актуализация замещающих зависимостей;
  • отсутствие навыков трудовой и интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие навыков здоровой конкуренции;
  • отсутствие навыков проведения досуга в трезвости;
  • отсутствие навыков рационального обращения с финансами.
  • Закрепление навыков эмоциональной саморегуляции;
  • закрепление навыков эффективной работы с компульсивным поведением и компульсивным влечением;
  • установление личностных границ;
  • повышение уровня самосознания;
  • закрепление навыков самоанализа;
  • адаптация к социуму;
  • развитие навыков ответственного поведения;
  • работа на выявление, осознание и проработку параллельных зависимостей;
  • формирование предпрофессиональных навыков;
  • интеграция в семейную систему;
  • формирование навыков здоровой конкуренции в микросоциальной среде;
  • формирование навыка проведения досуга в трезвости;
  • формирование навыков рационального обращения с деньгами, финансового планирования;
  • закрепление «границ безопасности».
  • Волонтерство;
  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • глубокие «12 шагов»;
  • полная интеграция в городские группы самопомощи АА и
  • AN, спикерские;
  • семейные консультации;
  • групповые и индивидуальные тренинги;
  • семинар;
  • лекционный материал;
  • ведение дневника чувств;
  • работа в программе «Решение»;
  • проведение корпоративов;
  • финансовое планирование, целеполагание;
  • семейный контракт;
  • «границы безопасности».

Философия центров выздоровления «Решение»

Приложение 3 - Описание ролей в центре

«Чистый» — Поздравляет семью с чистым и трезвым прожитым днем (после команды Rolexa «Режим ночной тишины»).

«Важный» — Отвечает за чистоту пепельниц в отведенных для курения местах (допустимо не более трех окурков в одной пепельнице).

«Печкин» (тетради А.Ч., шаги) — После вечернего собрания напоминает семье о сдаче А.Ч. В 23:30 подает информацию шефу хозяйственной части о количестве сданных тетрадей.

«Бендер» — Собирает и расставляет стулья до и после мероприятий.

«Завуч» — Выдает тетради и ручки, фломастеры и карандаши на мероприятия. После окончания собирает их. Составляет список закупки тетрадей и ручек. Следит за литературой (АА, АН).

«Принтер» — Отвечает за данные об информационном материале для работы с А.Ч. (чувственник, реакция тела, самоанализ и сохранность методических заданий для работы по шагам.

«Малевич» — Отслеживает все новости дома, выпускает стенгазеты, пишет заметки и снабжает их рисунками.

«Мичурин» (ботаник) — Осуществляет контроль за взращиванием растений (поливает, культивирует).

«Дворник» — Отвечает за чистоту двора, выбрасывает мусор после уборки и после вечернего собрания.

«Айболит» — Отвечает за уборку и своевременную подачу еды животным, следит за их внешним видом (купает, вычесывает).

«Ксенон» (свет) — Следит за своевременным выключением света во всех помещениях общего пользования. Включает и выключает дежурное освещение на улице.

«Нептун» — Отвечает за наличие «мыльно-рыльных» принадлежностей, туалетной бумаги, освежителя воздуха. Следит за чистотой напольного покрытия, мусорного ведра, зеркала, раковины, полотенец. Меняет полотенца менять полотенца через каждый день, грязные отдает в стирку.

«Дали» (доска позитив/негатив) — Напоминает семье о работе: «доска позитив-негатив», «доска замечаний». На итогах дня ведет мероприятие «доска позитив-негатив», на утреннем собрании ведет мероприятие «доска замечаний». По окончании мероприятий подготавливает доску к работе. Отвечает за отсутствие сокращений и исправлений на доске.

«Физрук» (зарядка) — Проводит зарядку, показывает и делает упражнения, следит за выполнением упражнений членами семьи.

«Морячок» (стирка) — Собирает, стирает и аккуратно развешивает вещи три раза в неделю (среда, воскресенье — личные вещи, пятница — постельное белье).

«Юнга» — Отвечает за сушку и уборку сухих вещей в специально отведенное место (шкаф).

«Rolex» — Объявляет перерывы и начало мероприятий согласно расписания РЦ (на первом этаже и в курилке), предупреждает семью за пять минут и за минуту до начала мероприятия. Объявляет завтрак, обед и ужин по расписанию.

«Хаус-мастер» — Осуществляет мелкий ремонт по дому, несет ответственность за количество и исправность инструмента.

«Барин» — Принимает закупку. Проверяет овощи, при необходимости перебирает.

«Повар» — Готовит пищу на всю семью. Отвечает за порядок на кухне и в столовой.

«Гуру» — Проводит медитацию, с разрешения персонала включает/выключает музыку в период проведения зарядки и уборки. Готовит телевизор для просмотра фильма или прослушивания лекционного материала. После окончания мероприятия выключает аппаратуру.

«Чайханщик» — Готовит атрибуты на вечернее и утреннее чаепитие.

Приложение 4 - Техники курса

Некоторые техники, применяемые в центрах выздоровления «Решение» для коррекции зависимого поведения и формирования новых привычек у резидентов:

  • Беседа (внушение). Дружественный, но твердый совет по изменению поведения. Делается всеми членами нашего центра;
  • Информация о негативном и позитивном поведении члена сообщества. Выписывается на доску и озвучивается на утреннем собрании. Делается всеми членами нашего центра;
  • Информационная группа. Собирается по решению собрания администрации при наличии повторяющейся информации о негативном поведении. В дружеской обстановке члены сообщества пытаются помочь и объяснить, почему данное поведение не приемлемо в ТС. В группе принимают участие как персонал, так и пациенты;
  • Интервенцийная группа. Проводится по решению персонала в случае повторения негативной информации после информационной группы. Помимо беседы пациент получает задание, выполняя которое он может исправить свое поведение. Оговариваются сроки встречи, на которой будут подведены итоги. Участвует персонал и члены администрации;
  • «Стрижка» (пресечение). Коллективное словесное порицание. Производится персоналом программы в случае неэффективности предыдущих мер воздействия. Может быть применена сразу, если нарушены основные правила РЦ «Решение». При применении «стрижки» имя человека сразу заносится в список лиц, настойчиво стремящихся к выписке. После этого пациент уже не имеет права получать замечания. Он также получает задание и двухнедельный испытательный срок;
  • Досрочное исключение из Сообщества или перевод в другой РЦ. Последний обучающий опыт, который мы в силах предложить нашим пациентам, нарушающим Правила поведения и внутреннего распорядка.

Приложение 5 - Программа помощи родственникам и членам семьи

Этапы

Проблемы созависимого

Задачи этапа

Технологии

1. Информационно- интегративный

(1-6 мес.)

  • Отсутствие мотивации на выздоровление;
  • депрессия;
  • чувство вины;
  • страхи;
  • жалость к себе;
  • отрицание созависимости;
  • сопротивление активной и пассивной формы;
  • нарушения мышления: навязчивые мысли и состояния, ошибки мышления (негативизм, черно-белое мышление);
  • трудности взаимодействия с зависимым;
  • отсутствие навыков самоидентификации;
  • отсутствие личностных границ.
  • Создание мотивации на выздоровление;
  • развитие навыков самоанализа;
  • работа на повышение степени осознания имеющихся проблем (ошибки мышления, дефекты характера, компульсивное поведение);
  • работа с принятием созависимости;
  • работа на осознание и установление здоровых личностных границ;
  • формирование «границ безопасности».
  • Индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • программа «12 шагов»;
  • лекционный материал;
  • групповые тренинги;
  • семинар;
  • семейные консультации;
  • «границы безопасности»;
  • мультимедийные группы.

2. Адаптивно- терапевтический

(7-12 мес.)

  • Детско-родительские отношения;
  • психологические травмы;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • фрустрация;
  • иррациональные установки;
  • компульсивное поведение;
  • нарушение личностных границ.
  • Составление семейного контракта;
  • закрепление навыков эффективной работы с компульсивным поведением;
  • повышение уровня самосознания;
  • закрепление навыков самоанализа;
  • формирование навыков по выявлению и работе с деструктивными установками;
  • формирование навыков позитивного мышления;
  • коррекция личностных границ;
  • корректировка «границ безопасности»;
  • интеграция в городские группы самопомощи Ал-Анон, Нар-Анон и ВДА;
  • реинтеграция в семейную систему.
  • Индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • программа «12 шагов»;
  • семейные консультации;
  • групповые тренинги;
  • семинар;
  • мультимедийные группы

Приложение 6 - Пирамида потребностей А. Маслоу

Приложение 7 - Методы психологической диагностики личности

Приложение 8 - Методы психотерапии

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЕТИ ЦЕНТРОВ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ТС «РЕШЕНИЕ»

Структура программной групповой работы включает в себя различные специальные методики и техники. Вышеназванным критериям целесообразности применения отдельных психотехник в работе с пациентами, страдающими зависимостью от ПАВ, отвечают следующие виды психотерапевтического воздействия, применяемые в отделении:

  • Проблемная групповая дискуссия – в ходе ее используются такие подробно описанные в работе психотерапевтические приемы, как опрос, спецификация, конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, обратная связь;
  • Разъяснительная психотерапия – предоставление пациентам сведений об особенностях развития и течения их заболевания, о тех нарушениях, которые оно вызывает во всех сферах функционирования больного человека. В лечебной программе отделения эти задачи решаются на лекциях (познавательный раздел программы);
  • «Психотерапевтическое зеркало» по С.С. Либиху – техника, которая заключается в разборе определенных симптомов заболевания (в данном случае – зависимости) или анамнестических данных одного из пациентов в рамках обсуждаемой темы. Обсуждение может быть анонимным, когда пациент не называется, или не анонимным – когда он называется прямо по фамилии, например, в том случае, если есть возможность воздействовать психотерапевтически не только на других пациентов, но и на него самого. Данная методика позволяет пациентам с помощью легко узнаваемых примеров увеличить доверие к той информации о болезни и способе преодоления ее, которую предлагают на лекциях или групповых занятиях сотрудники психотерапевтической программы;
  • Когнитивная психотерапия – помогает пациентам провести границу между собственным отношением к тому или иному событию и самим событием, реально существующим независимо от их желания или мнения. Такой подход наиболее эффективно позволяет больным с зависимостью «обрабатывать» поступающую из окружающего их социума информацию, заменяя свойственный им способ мышления, называемый «негативным», на более конструктивные формы обдумывания и разрешения возникающих проблем. Например, методики «когнитивное научение» и «когнитивная конфронтация» чаще всего применяются во время групповой психотерапии, а «экспериментальный метод» используется в ряде лекционных и тренинговых занятий в познавательной части программы;
  • Рационально-эмотивная психотерапия, тренинг по осознанию чувств (эмоций) – позволяет больным приобрести навыки контроля и коррекции своего эмоционального состояния без применения алкоголя или других психоактивных веществ. Такие умения дают пациентам возможность в дальнейшем наиболее эффективно решать возникающие в их жизни проблемы без серьезных эмоциональных потрясений и рецидивов, обычно происходящих из-за неспособности контролировать проявления своих чувств;
  • Гештальт-терапия, а точнее, отдельные ее элементы и упражнения, которые направляются на обучение пациента следующим навыкам: решения насущных проблем, возникающих в данный момент («здесь и сейчас»); открытого и непосредственного контакта с другими людьми; принятия личной ответственности за свое состояние на себя самого; осознания чувственных и телесных ощущений, необходимых для наиболее полной ориентации человека в самом себе и своем окружении, и т.д.;
  • Тренинг умений, ролевые игры (с элементами психодрамы) в результате применения этих психотехник пациенты получают опыт решения различных проблем, в том числе они могут выявить и опробовать методы отказа от потребления ПАВ в различных ситуациях;
  • Рациональная психотерапия – помогает пациентам с помощью построения прямых логических связей между причиной и следствием увидеть в своих высказываниях и мировосприятии противоречия, которые мешают им формировать и поддерживать трезвый образ жизни;
  • Провокативная психотерапия – направлена на активное вскрытие и разрушение патологических проявлений, механизмов психологической защиты, демонстрируемых пациентами с целью отрицания болезни, уклонения от психотерапевтического воздействия. Кроме того, данная методика помогает пациентам увидеть свои социальные акции, поступки, часто продиктованные болезненным состоянием, с наиболее реальной точки зрения, т.е. глазами постороннего, не включенного в систему патологического социального взаимодействия человека –специалиста, работающего в психотерапевтической программе;
  • Методика парадоксальных интенций В. Франкла – применяется обычно в тех случаях, когда пациент упорно пытается убедить психотерапевта, других специалистов или пациентов в том, что у него нет проблем с потреблением ПАВ, несмотря на то, что эти проблемы очевидны, и что он в дальнейшем вполне может потреблять алкоголь или наркотики без отрицательных последствий для себя. Воздействие на пациента с помощью этой методики может преодолеть имеющиеся у него отрицание болезни и ее последствий, а также сформировать мотивацию на дальнейшее  восстановление;
  • Структурный анализ, трансактный анализ, сценарный анализ (Э.Берн). Эти методики позволяют пациентам достаточно быстро освоить способы определения и контроля тех болезненных нарушений, которые возникают у них в психологической сфере (структурный анализ), в социальной сфере (трансактный анализ), и сфере не осознаваемых базисных сценарных установок, сложившихся в период детского воспитания и развития больного (сценарный анализ);
  • Арт-терапия – в основном направляется на выражение пациентами с помощью художественных средств (например, рисунка) взаимоотношений «Я и моя болезнь», что позволяет на уровне художественных метафор преодолеть отрицание, анозогнозию заболевания;
  • Библиотерапия стимулирует пациентов к чтению литературы, рекомендуемой и издаваемой сообществами АА и АН, позволяет им в процессе чтения, на примере описанных в ней случаев, самостоятельно определять у себя симптомы алкоголизма или наркомании, а также знакомиться с реальной методологией, по которой можно начать собственное эффективное личностное восстановление. Иными словами, эта методика может воздействовать на формирование у пациента надежды и мотивации на успешное преодоление зависимости;
  • Видеотерапия и аудиотерапия – в первую очередь используются не столько для предоставления пациентам той или иной информации, сколько с целью воздействия на когнитивную и чувственную сферы их личности с помощью определенных способов подачи специфических знаний, например, в виде специально подобранных художественных фильмов, видео и аудио лекций. При использовании данной методики следует учитывать определенную степень доверия пациентов с химической зависимостью к средствам масовой информации.

Термины

В данной предложенной программе используются следующие термины с соответствующими определениями:

Программа реабилитации – программа немедицинской социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;

ИМР – интегративная модель реабилитации. Программа немедицинской социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих зависимостью, разработанная специалистами программы «Решение»;

Резидент – участник программы немедицинской социальной реабилитации и адаптации;

Центр – коммерческая или некоммерческая организация предоставляющая программу немедицинской социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;

Химическая зависимость – болезнь, связанная с привыканием человека к психоактивным химическим веществам;

Ресоциализация – процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития, или утраченных ранее;

Реабилитация – комплекс мероприятий, который направлен на максимально возможное восстановление утраченных способностей индивидуума в результате зависимости;

Созависимость – патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека;

ПАВ – психоактивные вещества (алкогольные и наркотические).

Анозогнозия – отрицание заболевания;

Реабилитационные социальные услуги зависимым – действия реабилитационных учреждений, предусматривающие проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-психотерапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ, и направленные на избавление вышеуказанных лиц от патологической зависимости от психоактивных веществ, восстановление их личности и социального статуса, преобразование и восстановление мировоззрения этих лиц, направленного на соблюдение здорового образа жизни.

Зависимый – лицо, имеющее расстройства функций организма, обусловленные злоупотреблениями психоактивными веществами, приводящие к угрозе здоровью (жизни) и потере социального статуса и вызывающие необходимость социальной помощи.

Модель жизни – образ жизни, отвечающий нормам, принятым в обществе, и определяемый качеством жизни, социальным статусом человека и его самооценкой.